Учимся говорить  


Как это было у нас
Наверное, практически все родители ждут не дождутся, когда их драгоценный кроха скажет сначала первое слово, потом первую фразу, первое предложение и, в конце концов, заговорит так, что уже сможет объяснить, чего он хочет. Не знаю как кто, но я ждала этого всего с первых месяцев жизни моей дочурки. Может быть, поэтому и старалась побольше разговаривать с нею. И вот счастье! 28 марта 2005 г., в 8 с половиной месяцев, Эллина сказала свои первые слова «Мама» и «Ава» (собака). Затем 1 апреля Эля сказала слово «Папа». Потом были слова: «Ам», «На», «Баба», «Бах», «Дай», «Кятя», «Ап-ап», что означает «капать песок», «Дядя», «Да». Первую свою фразу Эля сказала 16 мая 2005 г., когда просила кушать «Мама, ням-ням». Таким был наш активный словарный запас в 1 год. Еще через четыре месяца, в 1 год и 4 месяца, мы уже говорили 102 слова, 4 фразы и одно полное предложение – «Здесь есть каша» (показывала Эля в тарелку). Сейчас, когда нам уже больше полутора лет, Эллина говорит столько слов, сколько предметов попадает в ее поле зрения, сколько действий она делает, не считая всевозможных местоимений, прилагательных, наречий. Мы говорим предложениями, пусть еще не совсем грамматически верными, но все же пытаемся склонять существительные, прилагательные, местоимения, изменять время глаголов, ставить слова в нужном роде и числе.


Есть ли способ научить говорить ребенка раньше?
Сейчас я задумалась, а как же так получилось? Ведь многие другие детки, тоже, как говорят, развитые не по годам, а тем более те, которые развиваются по нормам, отстают от нашего речевого развития. Если какой-нибудь маме полуторалетнего малыша я расскажу, что моя дочка пересказывает сказки, знает наизусть некоторые из них, пусть не полностью, но рассказывает стихотворения, напевает слова из песенок, сама придумывает и рассказывает какие-то истории, не говоря уже об ответах на вопросы, просьбах и т. д. По меньшей мере, слушающая удивиться, как бывало не раз…. Но! Но я точно знаю, что у всех здоровых деток примерно одни и те же возможности, одаренными не рождаются, да и нельзя говорить об одаренности пока малышу только 1,5 года. Конечно, моя дочь не единственная «раноговорящая», но все же это не такое распространенное явление. В чем же дело?
Проанализировав все, что я делала, чем занималась с Эллиной я, как мне кажется, нашла причины того, что моя малышка начала рано говорить. Предлагаю их на ваш суд и хочу отметить, что даже если у вас и не получиться добиться от вашего ребенка ранней речи, то другая польза в общем развитии вашего крохи вам обеспечена.


Советы родителям
1. Разговаривайте с ребенком как можно чаще с самого рождения. Просто рассказывайте все, что вы делаете, называйте все, что вы видите, спрашивайте что-либо и сами отвечайте.
2. Не сюсюкайте с ребенком, не заменяйте нормальный язык детским и псевдодетским лепетом. Лучше употребляйте мягкие уменьшительно-ласкательные слова. Но самое главное – это нежный голос и любовь, и тогда уж точно не будет нужно никакого сюсюканья.
3. Разговаривайте с ребенком и на серьезные темы, объясняйте ему все, но при этом не рассчитывайте на то, что кроха вас поймет. Просто малышу важно слышать различные слова, интонации.
4. Верьте, что некоторые, элементарные тексты, которые вы произносите, ребенок понимает уже с первых месяцев жизни.
5. Почаще носите малыша с собой: по квартире, на улице, в гости и т. д. Пусть ребенок общается не только с родителями и близкими родственниками, а с большим количеством людей. При этом конечно соблюдайте правила безопасности, следите, чтобы ребенка никто не заразил какой-нибудь болезнью, чтобы не пугался и т. д.
6. Если есть возможность, то пусть малыш «общается» с детьми с самого рождения. Особенно важным это становиться в период становления речи. Пусть друзья будут немного старше вашего крохи – детский пример самый действенный.
7. Как можно раньше приучайте ребенка жевать пищу. Пусть сначала это будут небольшие кусочки, но все же. И не надо ждать первого зуба! Он все равно никак не повлияет на развитие жевательных навыков, ведь резцами не жуют! Мы начали жевать печенье в 5,5 месяцев. Сначала было трудно, я все боялась, что Эля подавится, но потом становилось все легче и легче. Чтобы ребенок не отказывался от жевания, не надо заставлять его есть, даже молоко, потому что это вообще отбивает охоту кушать когда-либо, а особенно жевать и держать ложку самому.
8. Пойте ребенку песни, не только колыбельные, чтобы заснул, но и просто когда находитесь рядом, переодеваете, купаете, убираетесь и готовите обед. Пусть это будут и детские песенки, и русские народные песни, и бардовские, и просто ваши любимые.
9. Читайте малышу книги. С рождения! Самое интересное, что даже младенцы перестают плакать, когда им читают. Не обязательно читать детские стихи и сказки. Я, например, читала Эле свои любимые книги и журналы.
10. Ребенку после полугода приобретите личные книжки, читайте их ему и все показывайте на картинках.
11. В год малыш уже может обзавестись первой энциклопедией, в которой будут большие картинки, а сама книга будет раскрывать основные понятия и группы предметов (семья, мебель, транспорт, овощи, фрукты, игрушки и. т. д.), хорошо, если будет в ней много стихов.
12. Играйте с ребенком в пальчиковые игры («Сорока-белобока» и др.).
13. Ближе к году начинайте заниматься рисованием, это хорошо развивает мелкую моторику, а она в свою очередь напрямую связана с речевым центром.
14. Давайте малышу играть с мелкими предметами, конечно, строго под вашим присмотром, для развития моторики.
15. Как можно раньше начинайте учить ребенка есть самостоятельно, что также очень полезно для развития мелкой моторики.
16. Если ребенок уже неплохо ходит, можно научить его капать песок (снег) лопаткой, чуть позже (у нас уже через 2 месяца после первого «выхода» в песочницу) лепить куличики.
17. Играйте в игры с карточками, на которых написаны буквы, понятия и наклеены картинки (об этой игре читайте на страничке «Песочница») – после года.
18. Периодически повторяйте слова, как бы проигрывая их перед ребенком, побуждайте его повторять, но не требуйте постоянно: «Скажи, ну, скажи!»
19. Предложите ребенку около года и трех-четырех месяцев конструктор с крупными деталями, также для развития моторики.
20. Всегда слушайте то, что говорит вам малыш, не отмахивайтесь от него, пытайтесь понять.


Ccылки
Эллина. Главная страница
Дневник
Песочница
Воспитательный процесс
Напишите мне


 
Используются технологии uCoz