Психомоторное развитие ребенка  


Введение
Как мы уже говорили, оценить развитие ребенка опытным, эмпирическим путем сложно, так как опыт у всех людей различен. У многодетных родителей есть прекрасная возможность сравнивать малыша сего старшими братьями и сестрами. Если же в семье растет только один ребенок, папа с мамой не имеют возможности накопить знания по оценке развития сына или дочери, а кратковременные наблюдения за другими детьми во время прогулок оказываются недостаточными. Это является достаточно веской причиной для родителей, чтобы ознакомиться с литературой соответствующей тематики.

Как уже было сказано выше, ребенок динамично развивается, обретая все новые и новые навыки. Поэтому то, что считается нормой для новорожденного, является патологией для ребенка л месяцев, нормальное развитие s-месяцами и ребенка — п<ии-логия для годовалого малыша. При оценке психомоторного развития детей мы вновь встречаемся со «скользящим» образом возрастной нормы.

Понятие психомоторного развития очень широкое: в него входят оценка функций слуха, зрения, других видов чувствительности; очень широкая двигательная сфера — от оценки мышечного тонуса и удержания головы в вертикальном положении у новорожденного до целенаправленных движений руки и тонкой пальцевой моторики, из которой формируется умение писать, шить, вышивать. К сфере психомоторного развития относятся и социальные контакты малыша от узнавания голоса матери до групповых игр со сложными ролевыми сюжетами. Для простоты тестирования все это условно обозначается «ведущими линиями развития».

При оценке развития ребенка следует иметь в виду тот факт, что заключение об успешном овладении ребенком тем или иным навыком можно дать только тогда, когда малыш способен совмещать его с другим необходимым действием. Например, ребенок при взятии ложки должен пытаться зачерпнуть в нее пищу, а затем направлять руку с ложкой в направлении открытого рта. Только в таком случае можно сказать, что ребенок начинает овладевать навыком еды с ложки самостоятельно.

Для успешного психомоторного развития огромное значение имеет постоянное общение ребенка с матерью и членами семьи. Правильное, постепенно усложняющееся общение с малышом является прекрасным основанием для гармоничного развития его психики и движений. Дефицит внимания, педагогическая запущенность могут резко замедлить процесс познания окружающего мира. Следствием этого может быть вначале темповая задержка психического развития, к которой вскоре присоединяется более существенное отставание в приобретении новых двигательных навыков ребенка. Печальным финалом такого невнимания к ребенку могут стать слабоумие и полная социальная дезадоптация, завершающаяся неспособностью приспособиться к жизни в окружающем мире.
Так, на первом году жизни даны признаки, которые должны появиться впервые в каждом из 12 месяцев жизни. Для удобства были отобраны по пять признаков в месяц. В день рождения проводится тестирование развития ребенка, он как бы «сдает» своеобразный «экзамен», вытаскивая соответствующий его возрасту «билет», в котором содержатся пять вопросов. При правильном «ответе» на все вопросы малыш получает оценку «отлично». Это значит, что развитие малыша идеально соответствует его возрасту. Отметка приводится в клеточках вертикального столбца, соответствующего его возрасту, в месте пересечения с горизонтальными строками «экзаменационного билета».

Если позволяют возможности, то можно попытаться предложить малышу сдать экстерном «экзамен» за следующий возрастной срок. При этом вы с удивлением можете обнаружить, что ребенок уже выполняет задания следующего возрастного рубежа! Это значит, что ваш малыш развивается с опережением возраста, и вы даже можете сказать, по каким ведущим линиям развития!

Аналогично этому, если ребенок не выполняет каких-либо заданий для своего возраста, можно облегчить ему задачу. Поднявшись выше по таблице, отыщите признаки этой линии развития в более младшем возрасте и проверьте, выполняет ли ребенок это облегченное задание. Отыскав в проблемной линии развития задание, которое ребенок выполняет хорошо, отмечаем его в горизонтальной строке, после чего становится отчетливо видно, насколько значимо отставание малыша в развитии и в каком направлении идет задержка.

Обнаружив у ребенка отставание в развитии, прежде всего следует исключить причины воспитательного характера. Так, малыш может не уметь ползать, если ему не дают такой возможности, и в то же время он не в состоянии ползать, если у него имеется даже небольшой парез нижних конечностей. Ребенок может плохо захватывать и удерживать игрушку, если ему ее никогда не давали, с другой стороны, то же самое будет отмечаться, если у малыша была родовая травма шейного утолщения спинного мозга. Во всем этом вам помогут разобраться педиатр и невропатолог.

Помните, что табличная оценка не заменяет осмотра врача, особенно детского невропатолога. Она лишь ориентировочно помогает быстро и просто оценить, соответствует ли возрастной норме развитие ребенка.


Развитие ребенка до года
1 МЕСЯЦ
Удерживает в поле зрения и плавно следит за движущейся игрушкой
Прислушивается и реагирует на голос взрослого, изменяет/прекращает плач
Кратковременно приподнимает и удерживает голову лежа на животе
При общении со взрослым издает тихие короткие гортанные звуки
Первая улыбка при общении со взрослым
2 МЕСЯЦА
Все безусловные рефлексы новорожденного вызываются, симметричны, но не резко выражены и непостоянны
Длительно удерживает предмет в ноле зрения. Ищет источник звука поворотом головы
Хорошо держит голову в вертикальном положении, лежа на животе, длительно удерживает голову
Крик интонационно выразительный. Начальное гуление
Быстро отвечает улыбкой при общении со взрослым
3 МЕСЯЦА
Угасают рефлексы новорожденного, в том числе автоматическая ходьба. Исчезает реакция выпрямления туловища при опоре па ноги
Плавно следит и длительно сосредоточивает взгляд на неподвижном предмете
Опора на предплечья, лежа на животе, поворачивается на живот. Первые неправильные движения руки к игрушке, отводит руки до плеча
Крик с отчетливой интонацией. Певучее гуление
Комплекс «оживления»
4 МЕСЯЦА
Исчезают рефлексы новорожденного, кроме рефлекса Керпига и Моро. Исчезает физиологический гипертонус
Четко локализует источник звука в пространстве поворотом головы. Рассматривает руку
Поворачивается с живота па спину. Захватывает, ощупывает, рассматривает, перекладывает в руках игрушку
Певучее продолжительное гуление. Начинает смеяться в голос
Комплекс оживления со смехом при эмоциональном общении со взрослым. Узнает мать, радуется при ее виде
5 МЕСЯЦЕВ
Исчезают все физиологические рефлексы новорожденного, кроме сосательного
Ровно стоит при поддержке, хорошо переворачивается. Лежа па животе опирается па ладони выпрямленных рук
Ровно стоит при поддержке, хорошо переворачивается. Лежа па животе опирается па ладони выпрямленных рук
Продолжительно певуче гулит цепочками звуков. Выражает свои эмоции смехом, хныканьем и пр.
Различает близких и чужих, строгий и ласковый тон. Адекватная реакция оживления или страха
6 МЕСЯЦЕВ
Оптическая реакция опоры па руки — выпрямляет и вытягивает руки
При подтягивании за руки изгибает голову, садится. Перекладывает в руках игрушку
Появляются короткие цепочки лепета, произносит отдельные слоги
Ест с ложки, снимая пищу губами, начинает пить из чашки
По-разному реагирует на свое и чужое имя. Формируется активное внимание.
7 МЕСЯЦЕВ
Самостоятельно сидит. Встает на четвереньки
Долго рассматривает, перекладывает в руках игрушку, стучит и размахивает ею, бросает игрушку
На вопрос «где» повсюду разыскивает знакомый предмет и указывает на него пальнем. Подолгу активно лепечет
Хорошо, не обливаясь, пьет из чашки, которую держит взрослый
Внимательно рассматривает взрослого, прежде чем вступить в контакт. Появляется познавательный интерес
8 МЕСЯЦЕВ
Узнает, различает и показывает пальцем близких людей на фотографии
Уверенно сидит, сам встает на колени, ползает на четвереньках. Самостоятельно встает, держась за опору, переступает
Выполняет просьбы взрослого: «дай ручку», «до свидания», играет в «ладушки», «сороку». Появляется интонационно-выразительный лепет
Сам держит сухарик, кусочек хлеба, яблоко и пр. и грызет их
Играет в «прятки», сидя па руках у взрослого. Простое подражание в игре. Вынимает, катает, складывает предметы, стучит ими.
9 МЕСЯЦЕВ
Хорошо ходит у опоры, переступает при поддержке за обе руки. Берет мелкие предметы двумя пальцами, начинает складывать пирамидку
По просьбе «дай», «принеси» отыскивает и приносит знакомые предметы. Знает свое имя, поворачивается пазов
Богатое разнообразие звукосочетаний при лепете. Интонационно-выразительная имитация фразы
Спокойно относится к высаживанию на горшок
Подражает взрослому или ребенку в действиях, общается жестами
10 МЕСЯЦЕВ
Хорошо стоит и ходит у опоры, придерживаясь за все одной рукой. Поднимается и спускается с невысокой лестницы
По просьбе и самостоятельно с удовольствием выполняет разные известные действия «сорока», «ладушки», до свидания
По просьбе показывает части своего или чужого лица и тела: глазки, носик, ротик, утки
Повторяет за взрослым новые слоги, произносит первые «лепетные» слова: ма-ма, па-па, ба-ба, тя-тя
Голосом и жестам и сигнализирует о своих нуждах, любит находиться в компании с другими детьми
11 МЕСЯЦЕВ
Уверенно, самостоятельно стоит, ходит, придерживаясь за опору, может делать несколько шагов без опоры
Складывает пирамидку из колец с широкими отверстиями, любит играть с кубиками, мячиком
Понимает первые обоснования: машинки, куклы, кубики, мячики. С удовольствием показывает многие части своего лица и тела
Увеличивается запас лепетных слов, появляются первые упрощенные слова
Начинает понимать слово «нельзя». Не одинаково относится к разным детям и взрослым, очень любит трогать животных
12 МЕСЯЦЕВ
Первые самостоятельные шаги без поддержки
Собирает пирамидку с маленькими отверстиями, по назначению использует расческу, хорошо держит чашку, ложку
Выполняет простые поручения. Очень любит слушать чтение книг, показывает пальцем знакомых героев и предметы в книжке
Произносит 8-10 облегченных слов, использует их для общения
Различает предметы по форме: кубики, кирпичики, шарики


Развитие ребенка от 1 года до 3 лет
1 ГОД И 3 МЕСЯЦА.
Быстро расширяется запас понимаемых слов
Увеличивается словарный запас
Различает предметы по величине с разницей в 3 см
Повторяет ранее видимые действия в игре
Много ходит, приседает, может пятиться
Может самостоятельно есть ложкой густую пишу

1 ГОД И 6 МЕСЯЦЕВ
Обобщает предметы по существенным признакам
Использует более сложные слова при общении
Ориентируется в формах: шарик, кубик, кирпичики пр.
Копирует в игре часто наблюдаемые действия взрослых
Перешагивает препятствия приставным шагом
Самостоятельно ест ложкой жидкую пищу

1 ГОД И 9 МЕСЯЦЕВ
Понимает рассказ по картинке, отвечает на простые вопросы
Обозначает действия двумя словами, использует глаголы
Ориентируется в размерах с разницей 3 см
Выполняет несложные постройки из кубиков— ДОМИК, ворота
Ходит по невысокому бруску высотой и шириной 15-20 см
Частично надевает простые вещи с помощью взрослого

2 ГОДА
Понимает простой рассказ взрослого о событиях прошлого
Употребляет в речи прилагательные и местоимения
Подбирает по образцу и просьбе предметы контрастных видов
Выполняет ряд простых логических последовательных действий
Перешагивает препятствия высотой 15 см чередующимся шагом
Частично самостоятельно одевается

(Развитие соответствует возрасту, если ребенок выполняет не менее пяти заданий возрастного минимума, при меньшем количестве следует получить консультацию невропатолога).

2 ГОДА И 6 МЕСЯЦЕВ
В речи использует сложные предложения с придаточными
Начинает задавать вопросы «где?» «когда?»
Подбирает по образцу предметы основных геометрических форм
Подбирает по образцу и просьбе предметы основных цветов: белый, черный, красный, сипни, зеленым, желтый
Усложняет сюжетные игры с логическом последовательностью действии: кормит и укладывает спать куклу и пр.
Выполняет простые сюжетные постройки, сам называет их
Начинает пользоваться карандашом, но рисунок отсутствует
Может сам полностью одеваться, за исключением застегивания и шнуровки
Правильно держит ложку, умеет самостоятельно аккуратно есть
Перешагивает препятствия высотой 20 см чередующимся шагом

3 ГОДА
В речи использует сложносочиненные и сложноподчиненные предложения
Часто задает вопросы «почему?», «зачем?»
Правильно и но назначению использует предметы в игре
Правильно показывает и называет основные цвета
Появляются элементы ролевой игры — «дочки-матери», игра в стройку и пр.
Усложняются используемые в игре сюжетные постройки
Появляются элементарные карандашные рисунки, начинает лепить простые фигурки из пластилина
Полностью сам одевается с небольшой помощью взрослого
При необходимости начинает пользоваться салфеткой и носовым платком
Перешагивает препятствия высотой в 30 см, чередующимся и приставным шагом

(Развитие соответствует возрасту, если ребенок выполняет не менее восьми заданий возрастного минимума, при меньшем количестве следует получить консультацию невропатолога).


Ccылки
Давайте познакомимся! (Главная страница)
Развивалка
Физическое развитие ребенка
Напишите мне


 
Используются технологии uCoz