|
Одаренность: быть или не быть
|
Что же такое одаренность?
|
Наверное, каждая вторая семья мечтает иметь одаренного ребенка. Мечтают, чтобы их малыш был умен, талантлив и т. д., в общем, имел дар. Но, при этом, мало кто считает, что одаренность можно развить. Большинство родителей, в один прекрасный день, понимая, что надежды не оправдались, и у них растет самый обыкновенный ребенок, вздыхают и говорят: «Значит не судьба!» В результате у нас совсем немного способных детей и очень уж мало одаренных. Не уже ли все так плохо? «Да», - считает психолог В. С. Юркевич, автор книги «Одаренный ребенок: иллюзии и реальность». Но, не потому, что у детей нет дара, а потому, что ни родители, ни учителя не умеют развивать этот дар, не умеют распознать одаренного ребенка. На самом деле одаренные дети разные и физически, и по характеру, и по темпераменту, и по отношению к окружающему миру. Часто этих детей можно охарактеризовать так: «неровно успевающий; выбивающийся из общего темпа; странный в поведении, непонятный; выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями; занятый своими делами (индивидуалист); не умеющий общаться, конфликтный; иногда тугодум, не может понять очевидного; не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству». (Здесь и далее я буду приводить выдержки из книга В. С. Юркевич «Одаренный ребенок: иллюзии и реальность»). Таким детям может быть очень тяжело и в семье, и в школе и, вообще, в жизни, однако, именно одаренные люди могут изменить мир, именно талантливые и способные люди нужны всему человечеству. В любом случае именно способные мальчишки и девчонки на самом деле норма, потому что так задумано природой.
Каламбур: получается, что каждый ребенок может стать одаренным, но почему же так не получается? Будем разбираться.
Все дети рождаются с задатками. Другое дело, что задатки могут различаться – у кого к музыке, у кого к математике, - но обычно у каждого ребенка несколько задатков, которые щедро ему отсыпала природа.
Со временем из задатков развиваются способности. Они не даются ребенку от рождения, а развиваются при определенных условиях.
Следующий этап – одаренность – это высокий уровень каких либо способностей.
Одаренность бывает художественная, интеллектуальная, в сфере социальных отношений, психомоторная (например, в спорте), творческая. Но как бы не был одарен человек, он обладает общими умственными способностями, одного без другого не бывает в принципе, что доказано многочисленными исследованиями.
Распознать одаренность бывает очень трудно, настолько, что родители подозревают у своих детей психические, психологические, умственные, социальные отклонения, вместо того, чтобы заметить в своем ребенке одаренность. Конечно, такие крайности все же редкость, чаще дар у ребенка просто не замечают. Как уже говорилось выше, одаренные дети бывают абсолютно разными, но есть одно общее для них всех – высокая умственная активность.
«Всерьез о существовании одаренности можно говорить не ранее 3-4 лет…. С 3-4 до 7 лет идет бурное овладение ребенком своими умственными возможностями».
Самая яркая черта любого одаренного ребенка – это стремление к познанию. «В раннем возрасте у каждого психически здорового ребенка высокая познавательная потребность». Все дети стремятся узнать об этом мире как можно больше: все рассматривают, трогают, пробуют на вкус, прислушиваются, пытаются понять причины и следствия. Чуть позже начинают задавать вопросы. Ребенок лезет везде, ему все интересно. В этот период у всех малышей высокая познавательная потребность, если этого нет, то причина не во флегматичном характере крохи (даже флегматики активно познают мир, только более спокойно, размерено), тут, скорее всего, есть проблема в психическом или физическом здоровье малыша. Со временем познавательная потребность может сохраниться, а может практически угаснуть. В первом случае высока вероятность развития способностей, во втором эта вероятность равна практически нулю. «Чем ярче познавательная потребность проявляется в ребенке, тем больше вероятность высоких способностей». В чем же дело, почему большинство детей теряют этот дар природы? Почему только некоторые сохраняют возможность стать одаренными?
«Деятельность, которой занимается ребенок, должна быть связана с положительными эмоциями». Посмотрите в глаза малыша, который с упоением стучит крышками от кастрюль, в глаза крохи, сосредоточенно ставящего кубик на кубик, в глаза карапуза, который пытается покормить птичку…. Эти милые глазки просто светятся от радости, удовольствия. Вот тут и есть развитие способностей. А вот отличница, которая с хмурым сосредоточенным лицом учит домашнее задание…. Это просто зубрежка, но не удовольствие, не развитие одаренности. Настоящие способности развиваются только тогда, когда учение приносит радость. Вот тут-то мы и спотыкаемся. Какому это ребенку уроки приносят радость? Так не бывает! Ну, только очень-очень редко и не всем. Все же бывает и не просто бывает, но и должно быть! «Начало, когда ученье только начинается, должно обязательно быть приятным и радостным для ребенка». Со временем, для учеников постарше, учеба по некоторым предметам, может оказаться не такой уж радостной, а просто обязательной, но это потом, а когда все только начинается…, в общем, смотрите выше.
Как же можно поддержать у ребенка познавательную потребность, радость от обучения? Какие же ошибки совершают родители и учителя, что место развития подавляют потребность в познании?
1. НЕ ПРАВИЛЬНО: Ребенка с рождения, боясь избаловать, мало берут на руки, стараются не демонстрировать свою любовь. У такого ребенка меньше шансов вырасти полноценным, нормальным, а тем более одаренным. Кроме этого у такого малыша меньше удовлетворяется познавательная потребность.
ПРАВИЛЬНО: Любить, любить и еще раз любить, не боясь показать этого, носить на руках и показывать мир во всей его красе. Ведь с рождения кроха нуждается в огромном количестве любви.
2. НЕ ПРВИЛЬНО: Маленького ребенка ругают и наказывают за сломанную игрушку.
ПРАВИЛЬНО: «До 6-ти лет ребенка категорически нельзя упрекать, как-либо журить за сломанную игрушку. Наоборот, надо посочувствовать, а то и подбодрить, если он расстроен…. Ребенок познает мир в действии: любую вещь он пробует разобрать, хотя бы потрясти, подергать. Это крайне необходимо». Необходимо стремиться покупать те игрушки, которые малыш не сможет сломать.
3. НЕ ПРАВИЛЬНО: Принуждать ребенка к какой-либо мыслительной деятельности (группы раннего развития, если кроха не хочет туда ходить; обучение чтению, счету, если ребенок занимается этим без удовольствия, только для того, чтобы порадовать маму и т. д.).
ПРАВИЛЬНО: Предлагать крохе новые игры и занятия для умственного и интеллектуального развития. В случае, если малышу не хочется заниматься, отказаться от этого на время (час, день, месяц, год – может быть по-разному). Пусть кроха сам выбирает то, чем у него есть желание заниматься.
4. НЕ ПРАВИЛЬНО: Не проявлять никакого интереса к вопросам ребенка. Отмахиваться от него.
ПРАВИЛЬНО: Проявлять терпение и доброжелательность, стараться по максимуму удовлетворить любопытство малыша, объяснять ему все как можно подробнее. Если вы не знаете ответа, то попытайтесь найти его в литературе, у друзей, родственников, пусть не сразу, но маленький человечек получит ответ, а заодно и поймет, как вы внимательны к нему и его интересам, что это для вас важно.
5. НЕ ПРАВИЛЬНО: Полностью перекладывать ответственность за обучение малыша на педагогов, отрицать всякую познавательную активность у ребенка (все запрещать), пытаться заставить его интересоваться тем, что хотите вы.
ПРАВИЛЬНО: Выбирать стратегию саморазвития, то есть предлагать малышу что-либо, но предоставлять возможность выбирать самому. Важна атмосфера ярких познавательных интересов самих родителей: когда в доме любят чтение, рисование, музыку и другое, но не навязывают это малышу, есть высокая вероятность того, что ребенок тоже будет интересоваться тем, что и его родители, постоянно стремиться к познанию.
6. НЕ ПРАВИЛЬНО: Ребенку запрещают или разрешают что-то в зависимости от настроения; папа запрещает что-либо, а мама, наоборот разрешает и т. д. «Ребенок живет в мире, где отсутствует определенность, где за любое действие могут наказать, а могут и не наказать – как выйдет. Все время страшат наказаниями, а наказывают редко и несправедливо, обидно, нелепо. Этот мир разрушает детскую психику, начиная именно с познавательной потребности».
ПРАВИЛЬНО: Установить строгие запреты на определенные действия, но не на все! Эти запреты должны действовать постоянно, и никогда не меняться. За преступлением ребенком запретов должно следовать наказание, чтобы малыш изначально знал, что этого делать нельзя никогда.
7. НЕ ПРАВИЛЬНО: Родители и учителя изначально вбивают в голову ребенку, что учиться – это его долг. Не радость, не удовольствие, а обязанность. Вместе с этим пропадает желание учиться как таковое, потому что, обязанность редко бывает приятной, это просто необходимость, вот и все.
ПРАВИЛЬНО: Не принуждать ребенка «выполнять долг», не называть учебу обязанностью, ведь большинство детей идут в школу с радостью, не надо отбивать у них охоту учиться. Если вы не можете повлиять на учителя, то хотя бы со своей стороны не стремитесь сделать учебу «долгом». «Интеллектуальная деятельность может и должна быть одной из самых ярких радостей в жизни».
8. НЕ ПРАВИЛЬНО: Наказание за плохие оценки.
ПРАВИЛЬНО: Не наказывать ребенка за плохие оценки, не упрекать его, а помогать, учить ребенка учиться. Не акцентировать внимание на оценках как таковых. На самом деле оценочная система меняет стимулы, ребенок уже учится не ради познания, за оценки. В идеале в начальной школе вообще не должно быть никаких отметок, а позже они вполне могут существовать, но лучше в виде зачетной системы. Если это от вас не зависит, то свое отношение к отметкам ребенка вы вполне можете изменить.
9. НЕ ПРАВИЛЬНО: Заставлять ребенка посещать дополнительные занятия, курсы, репетиторов, усилено заниматься дома.
ПРАВИЛЬНО: Не настаивать на усиленном обучении без желания ребенка, пусть выбирает и решает сам. «Длительные занятия, проводимые без желания ребенка, любые дополнительные занятия с точки зрения развития способностей либо бесполезны, либо просто вредны, так как деятельность по принуждению увеличивает отрицательное отношение к ней».
10. НЕ ПРАВИЛЬНО: Вызов к доске помимо желания ребенка.
ПРАВИЛЬНО: Выступление ребенка перед классом по собственному желанию. К сожалению, на это мы никак не можем повлиять, при нашей образовательной системе «вызов к доске» является одним из видов проверки знаний.
11. НЕ ПРАВИЛЬНО: Открытые уроки, превращающиеся в развлечения.
ПРАВИЛЬНО: Хорошо, когда урок интересен и занимателен, но не за счет того, что учитель пытается развлечь детей, а за счет умелой подачи материала. На это родители тоже повлиять, к сожалению, не в силах.
В заключение хотелось бы пожелать вам успехов в развитии и определении одаренности у ваших детей. Мой совет: прочтите замечательную книгу В. С. Юркевич «Одаренный ребенок: иллюзии и реальность». А еще можете проверить свою педагогическую интуицию на страничке нашего сайта «Тесты».
Эллина. Главная страница
Воспитательный процесс
Тесты
Наша анкета
E-mail: iganna@tut.by
|