Эллина. Сайт для родителей и просто наших друзей

Психомоторное развитие ребенка

Физическое развитие ребенка
Где фантазия, а где ложь?

В жизни каждой семьи наступает момент, когда родители понимают, что их ребенок говорит неправду. Это может случиться впервые и с двухлетним карапузом и с пятилетним малышом. Но здесь есть риск спутать ложь и фантазию, а отличать их необходимо, так как за первое нужно пожурить или наказать ребенка, а вот второе чаще наоборот необходимо поощрять. Как же отличать ложь от выдумки? Первое, и самое явное отличие это – выгода. Ребенок, обманывая, преследует вполне конкретные цели, которые например, помогают избежать наказания или получить подарок, какую-нибудь игрушку или сладость. В более тяжелых случаях обманом дети могут добиваться даже обыкновенной похвалы, если он недополучает этого без вранья. Ложь может повлечь заботу и внимание, которых он недополучает. В последних двух случаях не спешите ругать малыша, а для начала пересмотрите свое отношение к нему. Может ему банально не хватает общения, поцелуя на ночь и маминой улыбки? Может вы бываете слишком строги к крохе и, чтобы оправдать свои вымоченные на прогулке ноги, он лжет о соседском мальчишке, толкнувшим его прямо в лужу? Ситуаций может быть множество, но ребенок не рождается лгуном, ему приходится врать, чтобы облегчить свою участь. Чтобы объяснить вред от такого поведения ребенку, нужно продемонстрировать, что соврать может быть хуже, чем сказать правду. Иногда это получается само собой. Например, двухлетняя дочь моей подруги, когда ее застали с баночкой Нитроглицерина в руках, говорила, что съела штучку, а потом, заинтересовавшись паникой в глазах мамы, и вовсе сообщала о нескольких проглоченных таблетках. В результате ребенок прошел через неприятную процедуру промывания желудка. Оказалось, что лекарство она не употребляла. Вывод, на который упирали родители: не обманывала бы, то и не пришлось бы чистить желудок. Иногда ситуации с ухудшением ситуации при вранье приходится обыгрывать родителям. Вести ребенка к врачу, если говорит о плохом самочувствии, организовывать постельный режим, лишать лакомства, укладывать раньше спать (например, ребенок чтобы его пронесли на руках, жалуется на усталость, сделайте вывод - значит, хочет спать). Таким образом, малыш постепенно начинает понимать, что обман может привести к худшему, совсем не тому, что он хотел. Но, к сожалению, часто как ложь квалифицируются взрослыми те рассказы малыша, которые являются невинной фантазией, что, в сущности, совершенно несправедливо и чрезвычайно обидно для ребенка. Эти истории не являются ложью в прямом смысле слова хотя бы потому, что они не приносят ребенку никакой ощутимой пользы. Источники таких фантазий могут быть весьма различны. Это может быть яркий сон, который ребенок принял за действительность. После взволнованного рассказа о совершенно невероятных и достаточно драматичных событиях, происходивших с ребенком, взрослый спокойно заканчивает эту историю словами: "И тут ты проснулся". Ребенок удивленно смотрит и неожиданно с облегчением произносит: "Да!" Это может быть выражение его затаенных желаний: "А мне папа купил щенка", хотя на самом деле, как выясняется, папа только поговорил о такой возможности. Это может быть и безотчетное стремление поднять свой авторитет среди сверстников. Для этого ребенок приписывает своим братьям и сестрам несуществующие достоинства. Наконец, это может быть и стремление справиться с какими-то страхами. Рассказы о том, как он прогнал страшную собаку, могут быть попыткой преодолеть страх и не выглядеть трусом в собственных глазах.Поэтому единственно правильная форма реакции на подобные истории - это спокойное и достаточно заинтересованное отношение к рассказам ребенка. Если описанные в них события уж чересчур фантастичны, им можно противопоставить собственный опыт: например, что вы сами никогда не видели собак размером с корову и никогда о таких не читали. Если ребенок возразит, что речь идет о совсем маленькой, только что родившейся корове, вы можете поздравить себя с тем, что тактично добились сближения его фантазии с реальностью. Но необходимо помнить: ни в коем случае нельзя на основе подобных выдумок уличать ребенка во лжи. Вообще выдумки – это очередная ступень развития ребенка. Записывайте его рассказы, это может оказаться очень интересным. Попросите ребенка нарисовать то, на тему чего он фантазирует. Обсудите с ним его выдумку, возможно, вашему крохе очень важно этим поделиться. Чем больше внимания и серьезного отношения проявить к рассказам подобного рода вашего малыша, тем больше вы подвигните к развитию творческое воображение ребенка.

Используются технологии uCoz